Детский сад "Золотой ключик" село Сорокино
Развитие и образование детей с нарушением слуха.
1. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями слуха
Программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников направлены на формирование психических новообразований, присущих каждому периоду дошкольного детства, в процессе развития детских видов деятельности. Коррекционно-педагогическая работа ведется в следующих направлениях: - физическое воспитание детей - коррекция отклонений в моторном развитии, развитие ориентировки в пространстве; - формирование игровой деятельности, обучение игре способствует социальному развитию, нравственному и умственному воспитанию, особое значение придается овладению игровым замещением; - изобразительная и конструктивная деятельность - сенсорное воспитание (развитие различных видов восприятия - зрительного, тактильно-двигательного, двигательного); - трудовое воспитание; - ознакомление с окружающим миром - преодоление свойственной детям с нарушенным слухом бедности и фрагментарности представлений об окружающем; - развитие речи. Ведущие разделы: - развитие языковой способности; - накопление словаря и работа нал значением слова; - формирование разных форм речи (устной, письменной, тактильной); - отработка различных видов речевой деятельности; - проведение элементарных языковых наблюдений; - развитие остаточного слуха и обучение произношению: - обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний; - создание и совершенствование слухозрительной основы восприятия устной речи; - формирование навыков речевой коммуникации; - развитие обучения произношению; - создание потребности в устном общении; - формирование приближенной к естественному звучанию устной речи; - широкое использование различной звукоусиливающей аппаратуры; - формирование элементарных математических представлений; - музыкальное воспитание: - формирование восприятия музыки; - вокально-интонационное развитие голоса; - развитие ритма движений и речи; - развитие слухового восприятия музыки; - развитие динамического, ритмического, тембрового слуха. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях: - специальных детских садах для глухих и (или) слабослышащих детей; - детских садах комбинированного вида; - дошкольных группах, отделениях в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей (рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе); - образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей и образовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста «Школа - детский сад» для глухих или для слабослышащих детей. В детских садах комбинированного вида наряду с группами для слышащих детей организуются компенсирующие группы для детей с нарушениями слуха. Принимаются глухие и слабослышащие дети с 1,5-2 лет. Продолжительность обучения и воспитания - 4-5 лет. Режим круглосуточного пребывания, но родители могут забирать детей ежедневно. В структуре образовательных учреждений «Начальная школа - детский сад и «Школа - детский сад» компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей могут быть группы для детей преддошкольного и дошкольного возраста, а также или только начальные классы, или все классы (с 1-го по 10 - 11-й кл.) школы для слабослышащих или для глухих детей. Здесь реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и школьного образования для глухих или для слабослышаших и позднооглохших детей. Деятельность указанных выше образовательных учреждений для дошкольников с нарушенным слухом направлена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, как специфических, так и общих. Работа по обучению детей грамоте (чтению и письму печатными буквами) начинается с 2-летнего возраста. Большинство специальных дошкольных учреждений интернатного типа. Негативные стороны: - изолированность от семьи; - неразвитая языковая среда; - невозможность комплектования групп детьми примерно с равным слухоречевым уровнем развития (дети со средней и легкой тугоухостью совместно с еще не говорящими детьми). В условиях семьи коррекционная работа с ребенком, имеющим нарушение слуха, ведется в основном родителями под руководством сурдопедагога. Дети, воспитывающиеся дома, могут получать квалифицированную коррекционную помощь: в учреждениях здравоохранения по месту жительства; группах кратковременного пребывания; Центрах реабилитации слуха и речи. Основное содержание работы в этих учреждениях - развитие речи ребенка, его остаточного слуха и формирование произносительных навыков. Специалисты: - проводят коррекционные занятия с детьми; - обучают родителей сотрудничеству с ребенком, приемам и методам его воспитания в семье; - оказывают психотерапевтическую помощь. Занятия проводятся при обязательном присутствии родителей. Дошкольные учреждения комбинированного вида в современных условиях развития представляют собой реальную модель интегрированного (совместно со слышащими) воспитания и обучения (например ДОУ №1365 и 1413 г. Москвы). Формы интеграции: - временная (все воспитанники специальной группы объединяются со слышащими детьми 1-2 раза в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера); - частичная (дети с нарушением слуха пребывают в группе со слышащими часть дня); - комбинированная (дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующем возрастной норме или близким к ней, по 1-2 чел. наравне со слышащими воспитываются е массовых группах при поддержке учителя-дефектолога специальной группы). 2. Обучение школьников
Школьники с частичным нарушением слуха - слабослышащие и позднооглохшие обучаются в специальных школах. Уровень общеобразовательной подготовки выпускников специальной школы отвечает нормативным требованиям государственного общеобразовательного стандарта. Педагогический процесс, основа которого - коррекционно-развивающий принцип обучения, имеет особую содержательную и методическую направленность. Своеобразие содержания специального образования детей с частичным нарушением слуха обусловлено педагогически адаптированной к особым образовательным потребностям данной категории учащихся системой знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально - ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Образование слабослышащих детей строится на полисенсорной основе, которая обеспечивается системой специальных занятий: - формирование навыков чтения с губ; - овладение техникой речи (формирование двигательной, кинетическом базы речи в единстве с развитием оптико-акустических речевых представлений); - использование и развитие остаточного слуха. Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, развертывания мыслительных операций. Обучение языку построено таким образом, чтобы имеющиеся отклонения, вызванные дефектом слуха: - накопление словаря; - уточнение звукового состава речи; - усвоение грамматической системы языка; - овладение разными видами и формами речевой деятельности. Письмо и чтение - основное средство овладения языком процесс специального обучения слабослышащих. Важная роль в этом процессе отводится средствам наглядности, применение которых должно решать, прежде всего, задачи, связанные с освоением содержания учебного материала, а не только с его иллюстрированием. Развитию представлений и понятий (от конкретных до абстрактных и переносных) способствуют такие наглядно-образны средства и приемы, как инсценировка, драматизация, пантомима и др. Даже незначительная степень понижения слуха может служить препятствием к усвоению чтения и письма в обычных условиях обучения. Слабослышащему ребенку, обучающемуся в лассо-вой школе, должна быть предоставлена педагогическая помощь специалиста-сурдопедагога, поскольку такие дети испытывают затруднения: - в процессе усвоения чтения и письма; - при написании диктанта и выполнении самостоятельных письменных работ; - в понимании объяснений учителя; - при чтении учебного и художественного текста (из-за его достаточного понимания). У слабослышащих детей наблюдаются характерные ошибки в письменных работах: - смешение сходных по звучанию и месту образования смягчений; - пропуски согласных при сложных стечениях; - пропуски безударных частей слова. 3.Специальное образование глухих.
В современной сурдопедагогике, как отечественной, так и зарубежной, применяются две системы обучения глухих: - на основе билингвистического подхода; - на основе словесной речи. Перед отечественной сурдопедагогикой в настоящее время стоит проблема разработки новой концепции специального образования детей с недостатками слуха, основанной (по определению А.А. Комаровой) на множественности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в обучении и воспитании. Билингвистический подход основан на билингвизме - двуязычии, одновременном пользовании двумя языками. Сущность билингвистического подхода заключается в том, что равноправными и равноценными средствами специального образовательного процесса являются: - словесная речь; - жестовая речь. Жестовая речь - способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов. Лексические и грамматические закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы - жеста, а также его функциональным назначением. Использование жестовой речи в обучении глухих способствует: - устранению коммуникативных барьеров между педагогами и учащимися; - созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми; - эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса; - увеличению объема учебной информации; - ускорению ее передачи; - усвоению программы общеобразовательной школы в полном объеме. Билингвистическая система обучения глухих во многих странах: Скандинавии, Великобритании, Швеции, Канаде. США и др. В России только одна билингвистическая школа - билингвистическая гимназия, научным руководителем которая является проф. Г.Л. Зайцева. При использовании билингвистической системы необходимо решить следующие задачи: - найти оптимальное соотношение жестокого и словесного в учебном процессе; - разработать дидактические основы учебного процесса на жестового языка; - создать новую систему подготовки сурдопедагогов для обучения глухих в условиях билингвистической педагогической системы; - разработать дидактические и методические подходы билингвистического обучения глухих детей разного возраста. Коммуникационная система обучения глухих на основе словесной речи была разработана в 50-х гг. XX в. советскими учеными-сурдопедагогами под руководством проф. С.А. Зыкова. Ее основные принципы: потребность в общении возникает и развивается в связи с широким использованием различных видов педагогически организованной деятельности, в целях активизации речевого общения эффективна дактиль, речь (своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальце: руки в сочетании с устной и письменной. Л.П. Носкова обосновала структурно-семантический принцип специального изучения языка, в основе которого - использование предложения как материала для системного овладения языком. В соответствии с генетическим принципом сурдопедагог соотносит речевые достижения глухого ребенка с нормой в целях языковой компенсации и программирования. Деятельности принцип отражает предметно-практическую деятельность учащихся, в процессе которой словесная речь и освоение языка становятся потребностью. При работе с глухими учащимися по системе их обучения на словесной речи происходит практическое овладение языком последующим изучением языковых явлений и закономерностей. Предметно-практическая деятельность учащихся - база: - для формирования у них понятий; - развития речи как средства коммуникации; - воспитания у детей активности, самостоятельности, умения планировать свою деятельность. Развитие технических возможностей слухопротезирования (в связи с изобретением транзистора) значительно повысило эффективность обучения глухих детей на основе словесной речи и максимальной опоры на остаточный слух. 15 января 2016 в 10:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.