Детский сад "Золотой ключик" село Сорокино

Развитие и образование детей с нарушением слуха.


1. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями слуха

 

Программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников направлены на формирование психических новообразований, присущих каждому периоду дошкольного детства, в процессе развития детских видов деятельности.

Коррекционно-педагогическая работа ведется в следующих направлениях:

- физическое воспитание детей - коррекция отклонений в моторном развитии, развитие ориентировки в пространстве;

- формирование игровой деятельности, обучение игре способствует социальному развитию, нравственному и умственному воспитанию, особое значение придается овладению игровым замещением;

- изобразительная и конструктивная деятельность - сенсорное воспитание (развитие различных видов восприятия - зрительного, тактильно-двигательного, двигательного);

- трудовое воспитание;

- ознакомление с окружающим миром - преодоление свойственной детям с нарушенным слухом бедности и фрагментарности представлений об окружающем;

- развитие речи.

Ведущие разделы:

- развитие языковой способности;

- накопление словаря и работа нал значением слова;

- формирование разных форм речи (устной, письменной, тактильной);

- отработка различных видов речевой деятельности;

- проведение элементарных языковых наблюдений;

- развитие остаточного слуха и обучение произношению:

- обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний;

- создание и совершенствование слухозрительной основы восприятия устной речи;

- формирование навыков речевой коммуникации;

- развитие обучения произношению;

- создание потребности в устном общении;

- формирование приближенной к естественному звучанию устной речи;

- широкое использование различной звукоусиливающей аппаратуры;

- формирование элементарных математических представлений;

- музыкальное воспитание:

- формирование восприятия музыки;

- вокально-интонационное развитие голоса;

- развитие ритма движений и речи;

- развитие слухового восприятия музыки;

- развитие динамического, ритмического, тембрового слуха.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях:

- специальных детских садах для глухих и (или) слабослышащих детей;

- детских садах комбинированного вида;

- дошкольных группах, отделениях в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей (рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе);

- образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей и образовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста «Школа - детский сад» для глухих или для слабослышащих детей.

В детских садах комбинированного вида наряду с группами для слышащих детей организуются компенсирующие группы для детей с нарушениями слуха. Принимаются глухие и слабослышащие дети с 1,5-2 лет. Продолжительность обучения и воспитания - 4-5 лет. Режим круглосуточного пребывания, но родители могут забирать детей ежедневно. В структуре образовательных учреждений «Начальная школа - детский сад и «Школа - детский сад» компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей могут быть группы для детей преддошкольного и дошкольного возраста, а также или только начальные классы, или все классы (с 1-го по 10 - 11-й кл.) школы для слабослышащих или для глухих детей. Здесь реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и школьного образования для глухих или для слабослышаших и позднооглохших детей.

Деятельность указанных выше образовательных учреждений для дошкольников с нарушенным слухом направлена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, как специфических, так и общих.

Работа по обучению детей грамоте (чтению и письму печатными буквами) начинается с 2-летнего возраста.

Большинство специальных дошкольных учреждений интернатного типа.

Негативные стороны:

- изолированность от семьи;

- неразвитая языковая среда;

- невозможность комплектования групп детьми примерно с равным слухоречевым уровнем развития (дети со средней и легкой тугоухостью совместно с еще не говорящими детьми).

В условиях семьи коррекционная работа с ребенком, имеющим нарушение слуха, ведется в основном родителями под руководством сурдопедагога.

Дети, воспитывающиеся дома, могут получать квалифицированную коррекционную помощь: в учреждениях здравоохранения по месту жительства; группах кратковременного пребывания; Центрах реабилитации слуха и речи.

Основное содержание работы в этих учреждениях - развитие речи ребенка, его остаточного слуха и формирование произносительных навыков.

Специалисты:

- проводят коррекционные занятия с детьми;

- обучают родителей сотрудничеству с ребенком, приемам и методам его воспитания в семье;

- оказывают психотерапевтическую помощь.

Занятия проводятся при обязательном присутствии родителей.

Дошкольные учреждения комбинированного вида в современных условиях развития представляют собой реальную модель интегрированного (совместно со слышащими) воспитания и обучения (например ДОУ №1365 и 1413 г. Москвы).

Формы интеграции:

- временная (все воспитанники специальной группы объединяются со слышащими детьми 1-2 раза в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера);

- частичная (дети с нарушением слуха пребывают в группе со слышащими часть дня);

- комбинированная (дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующем возрастной норме или близким к ней, по 1-2 чел. наравне со слышащими воспитываются е массовых группах при поддержке учителя-дефектолога специальной группы).

2. Обучение школьников

 

Школьники с частичным нарушением слуха - слабослышащие и позднооглохшие обучаются в специальных школах.

Уровень общеобразовательной подготовки выпускников специальной школы отвечает нормативным требованиям государственного общеобразовательного стандарта.

Педагогический процесс, основа которого - коррекционно-развивающий принцип обучения, имеет особую содержательную и методическую направленность.

Своеобразие содержания специального образования детей с частичным нарушением слуха обусловлено педагогически адаптированной к особым образовательным потребностям данной категории учащихся системой знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально - ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

Образование слабослышащих детей строится на полисенсорной основе, которая обеспечивается системой специальных занятий:

- формирование навыков чтения с губ;

- овладение техникой речи (формирование двигательной, кинетическом базы речи в единстве с развитием оптико-акустических речевых представлений);

- использование и развитие остаточного слуха.

Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, развертывания мыслительных операций. Обучение языку построено таким образом, чтобы имеющиеся отклонения, вызванные дефектом слуха:

- накопление словаря;

- уточнение звукового состава речи;

- усвоение грамматической системы языка;

- овладение разными видами и формами речевой деятельности.

Письмо и чтение - основное средство овладения языком процесс специального обучения слабослышащих. Важная роль в этом процессе отводится средствам наглядности, применение которых должно решать, прежде всего, задачи, связанные с освоением содержания учебного материала, а не только с его иллюстрированием.

Развитию представлений и понятий (от конкретных до абстрактных и переносных) способствуют такие наглядно-образны средства и приемы, как инсценировка, драматизация, пантомима и др.

Даже незначительная степень понижения слуха может служить препятствием к усвоению чтения и письма в обычных условиях обучения. Слабослышащему ребенку, обучающемуся в лассо-вой школе, должна быть предоставлена педагогическая помощь специалиста-сурдопедагога, поскольку такие дети испытывают затруднения:

- в процессе усвоения чтения и письма;

- при написании диктанта и выполнении самостоятельных письменных работ;

- в понимании объяснений учителя;

- при чтении учебного и художественного текста (из-за его достаточного понимания).

У слабослышащих детей наблюдаются характерные ошибки в письменных работах:

- смешение сходных по звучанию и месту образования смягчений;

- пропуски согласных при сложных стечениях;

- пропуски безударных частей слова.

3.Специальное образование глухих.

 

В современной сурдопедагогике, как отечественной, так и зарубежной, применяются две системы обучения глухих:

- на основе билингвистического подхода;

- на основе словесной речи.

Перед отечественной сурдопедагогикой в настоящее время стоит проблема разработки новой концепции специального образования детей с недостатками слуха, основанной (по определению А.А. Комаровой) на множественности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в обучении и воспитании.

Билингвистический подход основан на билингвизме - двуязычии, одновременном пользовании двумя языками.

Сущность билингвистического подхода заключается в том, что равноправными и равноценными средствами специального образовательного процесса являются:

- словесная речь;

- жестовая речь.

Жестовая речь - способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов. Лексические и грамматические закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы - жеста, а также его функциональным назначением.

Использование жестовой речи в обучении глухих способствует:

- устранению коммуникативных барьеров между педагогами и учащимися;

- созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми;

- эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса;

- увеличению объема учебной информации;

- ускорению ее передачи;

- усвоению программы общеобразовательной школы в полном объеме.

Билингвистическая система обучения глухих во многих странах: Скандинавии, Великобритании, Швеции, Канаде. США и др.

В России только одна билингвистическая школа - билингвистическая гимназия, научным руководителем которая является проф. Г.Л. Зайцева.

При использовании билингвистической системы необходимо решить следующие задачи:

- найти оптимальное соотношение жестокого и словесного в учебном процессе;

- разработать дидактические основы учебного процесса на жестового языка;

- создать новую систему подготовки сурдопедагогов для обучения глухих в условиях билингвистической педагогической системы;

- разработать дидактические и методические подходы билингвистического обучения глухих детей разного возраста.

Коммуникационная система обучения глухих на основе словесной речи была разработана в 50-х гг. XX в. советскими учеными-сурдопедагогами под руководством проф. С.А. Зыкова.

Ее основные принципы: потребность в общении возникает и развивается в связи с широким использованием различных видов педагогически организованной деятельности, в целях активизации речевого общения эффективна дактиль, речь (своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальце: руки в сочетании с устной и письменной.

Л.П. Носкова обосновала структурно-семантический принцип специального изучения языка, в основе которого - использование предложения как материала для системного овладения языком.

В соответствии с генетическим принципом сурдопедагог соотносит речевые достижения глухого ребенка с нормой в целях языковой компенсации и программирования. Деятельности принцип отражает предметно-практическую деятельность учащихся, в процессе которой словесная речь и освоение языка становятся потребностью.

При работе с глухими учащимися по системе их обучения на словесной речи происходит практическое овладение языком последующим изучением языковых явлений и закономерностей.

Предметно-практическая деятельность учащихся - база:

- для формирования у них понятий;

- развития речи как средства коммуникации;

- воспитания у детей активности, самостоятельности, умения планировать свою деятельность.

Развитие технических возможностей слухопротезирования (в связи с изобретением транзистора) значительно повысило эффективность обучения глухих детей на основе словесной речи и максимальной опоры на остаточный слух.

15 января 2016 в 10:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.